Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи. Вознесение принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день по Пасхе.
Название праздника выражает одно из важнейших событий новозаветной истории – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и возвращение в Божественную сферу бытия («на небо»).
Согласно повествованию апостола Луки (Деян. 1:1-12), Вознесение Господа произошло в Галилее, куда апостолы отправились по повелению Спасителя, переданному через жен-мироносиц: «Пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят меня» (Мф. 28:10). Воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать «до скончания века»; а они станут его первыми провозвестниками по «всей Вселенной».
Праздник Вознесения Господня велик, светел и радостен: Спаситель окончил земное поприще. Он совершил все необходимое для нашего спа-сения, разрушил ад, победил смерть, открыл Своим избранным ученикам тайны Царствия Божия. После этого великого подвига Начальник нашего спасения венчается не менее великой славой и честью. Вознесение Господне отражается в Символе веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Догматическое значение праздника учит нас четырём истинам.
Во-первых, что что Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную Отца со славою и честью в том самом теле, в котором пострадал истинно и воскрес из мертвых.
Во-вторых, что Он вознесся на небо только как человек, ибо как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте.
В-третьих, что человеческое естество, которое Он однажды принял от Де-вы Марии, никогда не слагал с Себя, но с ним опять придет судить, как ангелы возвестили апостолам (Деян. 1,11).
В-четвертых, Христос с плотию Своею, которую носил во время земной Своей жизни присутствует таинственным образом в Божественной Евхаристии. Эти мысли проходят через всю службу.
Вознесение на небо не следует, конечно, понимать как удаление Иисуса Христа в космическое пространство и вообще как удаление в какое-то иное место, ибо «небо» – не место. Вознесение – это метафизическое удаление из мира, как и «сошествие Христа с небес» на землю. Здесь небо – это Божественное, премирное и сверхтварное бытие, оно есть Сама Пресвятая Троица во славе Своей. К Ней и возвращается сошедший на землю Сын Божий, как Богочеловек.
Подготовил Денис Слапогузов («Наша радость» № 6 (39) от 23.05.2017)